КАШИРСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXII , С. 159-166
опубликовано: 5 февраля 2018г.

КАШИРСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

находился на зап. окраине г. Кашира Тульской губ., на берегу р. Оки (ныне Московской обл.). Основан при кладбищенской ц. во имя вмч. Никиты по инициативе купца Федора Иеремиевича Руднева († 15 июня 1848) первоначально как жен. богадельня, затем преобразован в иноческую общину, а в 1884 г.- в общежительный мон-рь. Наиболее полное описание К. м. составил в кон. 1899 г. архим. Геронтий (Кургановский), трудившийся в монастырском архиве при участии настоятельницы игум. Тихоны (Ладыженской; † 1908). Рукопись архим. Георгия была издана в 1909 г., уже после его кончины.

1822-1843 гг.

Каширский Никитский мон-рь. Фотография. 1909 г. (ГПИБ)Каширский Никитский мон-рь. Фотография. 1909 г. (ГПИБ)

12 мая 1822 г. по благословению еп. Тульского и Белёвского Дамаскина (Россова) каширский соборный прот. А. Преображенский заложил каменный храм вмч. Никиты рядом с одноименной деревянной кладбищенской церковью (1696), обветшавшей к нач. XIX в. Строительство велось трудами купца Руднева, с 1815 г. являвшегося старостой кладбищенского храма. Первоначально возведение храма осуществлялось на доходы от служб в небольшой каменной часовне (1818), устроенной Рудневым в районе Венёвской заставы Каширы, вероятно, для чтимой иконы вмч. Никиты. Но денег не хватало, родственники купца, в т. ч. и супруга, считали его намерение «нелепостию». По преданию, однажды, поругавшись с супругой, Руднев ушел из дома, заснул прямо на кирпичах у строившегося храма. Во сне купец увидел вмч. Никиту, к-рый, взяв его за руку, пообещал «споспешествовать» строительству церкви. Вскоре каширский мещанин Лидский, владевший одной из прилегавших к храму усадеб, предложил Рудневу выкупить ее за любую цену, потому что «жить в этом доме больше не может». Оказалось, каждую ночь Лидскому являлся некий воин и требовал «очищать место под церковь» (Геронтий (Кургановский). 1909. С. 18-20). Руднев приобрел у Лидского усадьбу с постройками; еще несколько землевладельцев также пожертвовали участки. Руднев купил 18 дес. пахотной земли, выстроил сторожку, а затем 2-этажный корпус. Среди жертвователей церкви был и имп. Александр I, побывавший проездом в 1823 г. в Каширском у. Летом 1823 г. с трапезной стороны Никитского храма был освящен южный придел во имя вмч. Георгия Победоносца, в 1834 г.- северный во имя прор. Илии. Иконостас для Ильинского придела был привезен из упраздненной церкви с. Глазова. До освящения всей церкви богослужения совершались в Георгиевском приделе лишь по субботам и воскресеньям. До начала строительства каменного храма приход кладбищенской церкви был приписан к городскому собору, но указом Тульской духовной консистории от 15 апр. 1830 г. был восстановлен как самостоятельный. В 30-х гг. XIX в. был построен дом для клира, приобретена пахотная земля, в т. ч. 141/2 дес. было выкуплено у помещика Сорокина. С 1837 г. причту Никитской ц. дозволялось пользоваться доходами с 2 каменных и 2 деревянных домов, устроенных при часовне (1818) и сдаваемых в аренду. Руднев ежегодно выдавал клирикам жалованье (250 р.), а также на свои средства отапливал дом причта. В 1838 г. храму отошло с. Аладьино с 18 дес. пахотной земли, затем - Подгородная слобода.

1843-1919 гг.

В нач. 40-х гг. XIX в. при возводившемся Никитском храме была устроена жен. богадельня «для престарелых и безродных старух», на средства Руднева был построен отдельный корпус. К 1843 г. здесь проживало до 30 вдов и девиц. В дек. 1843 г. по благословению Тульского еп. Дамаскина в Каширу прибыла первая настоятельница богадельни прп. Фомаида (Чирочина (Чиротина)), постриженица Горицкого в честь Воскресения Господня мон-ря Новгородской губ., бывш. насельница тульского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Направляя в Каширу мон. Фомаиду, еп. Дамаскин писал старосте Рудневу: «Приими сию бесприютную монахиню Фомаиду, она будет вам полезна, у вас около церкви много места». Зимой 1843/44 г. при личной встрече с Рудневым Тульский архиерей так охарактеризовал монахиню: «По доброму свойству своего характера она может около себя собрать девиц с тем, чтобы положить начало иноческой жизни в обители, для к-рой весьма достаточно места около новой церкви». Действительно, мон. Фомаида, духовно окормлявшаяся у старца Белопесоцкого мон-ря иером. Виссариона, оказалась «полезна» молодой жен. общине, она ввела в богадельне келейное правило Горицкого монастыря: после уставного великого и малого повечерий читался акафист (под субботу - Божией Матери перед чтимой Смоленской иконой «Одигитрия», под воскресенье, среду и пятницу - Спасителю), вечерние молитвы, 100 раз Иисусову молитву с земными поклонами. Затем одна из чтиц оставалась читать неусыпаемую Псалтирь. Если утром не было церковного богослужения, сестры вычитывали полуночницу, 3 кафизмы с тропарями и 100 земными поклонами, 1, 3, 6 и 9-й часы с 50 земными поклонами после каждого часа. Насельницы занимались рукоделием, причем мон. Фомаида требовала, чтобы «сестра, взявшая у кого-либо по заказу выгодную работу, непременно приглашала бы в сотрудницы других сестер», желая «первую оградить от гордости и самохвальства, а последних от зависти»; заказов от мужчин не принимали. В 1845 г., когда в богадельне проживало более 30 сестер, Руднев вместе с состоятельными горожанами (102 чел.) просил еп. Дамаскина учредить в Кашире жен. монастырь, но преосвященный заметил, что «для открытия монастыря необходимо содержание сестер обеспечить более верными источниками» (Там же. С. 27-28, 37-39).

Весной 1846 г. по приглашению мон. Фомаиды в Каширу из богадельни г. Алексина прибыли 2 ее давние «сомолитвенницы» - послушницы Дария Васильева и Анастасия Дмитриева. В 1848 г., когда в общине проживало ок. 50 насельниц, скончался главный благотворитель Руднев, и сестричество стало испытывать финансовые трудности. По свидетельству мон. Леониды (Ждановой), «скудость чувствовалась во всем», мон. Фомаида «возмалодушествовала» и даже намеревалась оставить общину, но духовник, старец Виссарион, убедил ее остаться в Кашире: «...от Бога не уйдешь. Он строго накажет за твое нетерпение, знаешь ли? Здесь, где вы живете, место святое, здесь будет большая обитель».

Мон. Фомаида старалась изыскать источники к содержанию обшины: в 1848-1849 гг. предоставила 3 банковских билета на сумму 11 238 р. 78 к., прося обратить их в пользу обители, приняла вклады, в т. ч. 10 дес. пахотной земли от жены титулярного советника Е. Попадичевой и 36 дес. от коллежского асессора И. Раевского. В 1852 г. от московских и каширских жителей мон. Фомаиде было предоставлено 3643 р. 78 к., а в 1857 г. от московского почетного гражданина Н. В. Лепёшкина - 571 р. 42 к., от коммерции советника С. Л. Лепёшкина 10 тыс. р., от Е. К. Кузовлевой 1 тыс. р. В 1858 г. каширский купец И. Ф. Попов пожертвовал 591/2 дес. леса в Киреевской пустоши, надворная советница М. К. Бабаева передала «огородное место» в г. Туле на Миллионной ул. В итоге сестры располагали 16 500 р. 98 к. и ок. 100 дес. пахотной и лесной земли. Среди прихожан храма числился 191 представитель «купцов, мещан и цеховых», 5 представителей «военного» и 38 представителей «гражданского ведомства».

Вскоре по приглашению Алексия (Ржаницына), еп. Тульского и Белёвского, в богадельню из Рязани была переведена опытная в хозяйственных трудах рясофорная мон. Олимпиада (Макарова Дарья Николаевна; † 1862), ставшая ближайшей помощницей мон. Фомаиды. К 1860 г., когда в богадельне насчитывалось ок. 70 насельниц, еп. Алексий неск. раз обращался в Синод с ходатайством о преобразовании ее в общину на правах общежительного мон-ря, «находя для этого и средства достаточными». Новый Тульский и Белёвский еп. Никандр (Покровский) выдал богадельне «сборную книгу» и благословил одну из сестер, Е. А. Вольфингер (урожд. Новикова), отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» (Там же. С. 44-45). Благодаря пожертвованиям членов царской семьи (имп. Марии Александровны, вел. княгинь Елены Павловны и Александры Иосифовны) и придворных особ капитал богадельни пополнился 689 р. 72 к. Вел. кн. Константин Николаевич выделил на облачение сестрам 700 аршин черного сукна. К нач. 60-х гг. XIX в. капитал богадельни составил ок. 26 тыс. р.

Игум. Тихона (Ладыженская). Фотография. Кон XIX — XX в.Игум. Тихона (Ладыженская). Фотография. Кон XIX — XX в.13 марта 1862 г. указом Синода богадельня была обращена в «общежитие с наименованием онаго Каширскою Никитскою общиною», 27 июля 1862 г., в день рождения августейшей покровительницы всех «богоугодных заведений» имп. Марии Александровны, состоялось торжественное открытие, к-рое возглавил Тульский еп. Никандр. В этот день в Кашире прошел общегородской крестный ход с пением молебна вмч. Никите и отслужена Божественная литургия в Никитском храме обители. На следующий день по благословению епископа сестры единогласно избрали настоятельницей мон. прп. Макарию (Сомову; † 13 февр. 1894), постриженицу белёвского Крестовоздвиженского монастыря и духовную дочь оптинского старца прп. Льва (Наголкина). Архиерей утвердил выбор насельниц. В 1862 г. мон. Фомаида († 17 дек. 1868) удалилась в затвор, после кончины была похоронена слева от Никитского храма. Ее внучка мон. Феофания (Чирочина; † 23 июля 1899) проживала в Горицком мон-ре, а затем в К. м.

Вместе с мон. Макарией в Каширу из Белёва переехала и одна из ее сестер, мон. Евфросиния (Сомова), а также ближайшая помощница мон. Митрофания († 1885), ставшая казначеей обители. В схиму ее постригал схиархим. Амвросий Балабановский (Иванов). Прп. Макария ввела в обители устав: ежедневное богослужение начиналось в 4 ч. утреней, каноны вычитывались полностью, причем после 6-й песни читался Пролог или поучения из творений св. отцов. Затем в 6 ч. служилась литургия с литией, в 16 ч.- вечерня с акафистом и каноном Ангелу-хранителю, в 18 ч.- Всенощное бдение. По воскресным дням и праздникам служились 2 литургии, ранняя с 6 ч. и поздняя с 9 ч., читался акафист перед чтимыми иконами Божией Матери «Скоропослушница и «Троеручица». Общее вечернее правило состояло из повечерия, вечерней молитвы, помянника. В общине было введено чтение «неусыпаемой» Псалтири. Заботясь о стройности богослужения, для организации церковного хора мон. Макария пригласила композитора и скрипача свящ. Алексия Зерцалова из с. Воскресенского Каширского у. Кружево, шитье и др. изделия каширских монахинь получили медаль и грамоты «Grand Prix» Парижской выставки 1900 г. Община сотрудничала с Красным Крестом, согласно рапорту мон. Макарии от 18 и 20 мая 1877 г., во время русско-тур. войны (1877-1878) насельницы сшили для солдат 25 холщовых сорочек, 19 теплых нагрудников, связали неск. пар чулок, передали 100 р.

Указом Синода от 18 апр. 1884 г. Никитская община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, 8 июля состоялось его торжественное открытие, к-рое совершил архиеп. Никандр (Покровский) в сослужении архим. Иоанна, благочинного мон-рей Тульской епархии. 10 июля мон. Макария была возведена в сан игумении и 6 сестер пострижены в мантию. Первым из жен. обителей Тульской епархии К. м. стал общежительным. В нач. 1888 г. игум. Макария удалилась на покой, 18 марта того же года по ее ходатайству К. м. возглавила 40-летняя мон. Тихона (Ладыженская), бывш. насельница белёвского Крестовоздвиженского мон-ря. Новая настоятельница прибыла в обитель 6 апр. того же года, прежде посетив Оптину пустынь и получив благословение прп. Амвросия (Гренкова). «В душе своей глубже сознавай свое ничтожество,- назидал ее старец,- мысленно повергай себя к ногам сестер, но виду им не показывай; помни, что вручен жезл тебе, не игрушка какая-нибудь, потому берегись шуток, берегись фамильярного с их стороны обращения; избегай иметь особо приближенных; делай так, чтобы тебя боялись, и любили, и слушали. Знай, что не только за себя, но и за сестер своих дашь ответ Богу; главное старайся не столько словами, сколько собственным примером внушать им страх Божий и в храме, и в трапезе, и в рукодельных послушаниях» (Каширина. 2005. С. 52-53). Впосл. она неоднократно приезжала в Оптину пустынь, в окт. 1891 г. присутствовала при отпевании и погребении старца Амвросия.

21 мая 1889 г. в Туле мон. Тихона была возведена в сан игумении, 29 мая 1892 г. награждена наперсным крестом, 11 июля 1898 г.- крестом из кабинета Его Величества, 6 мая 1906 г.- благословением Синода «за труды и благочестивую жизнь». Трудами игумении в обители были введены общежительный устав, ежедневные богослужения, устроена больница (в 1907 переведена в новый корпус), богадельня для престарелых монахинь, с 1894 г.- иконописная, златошвейная мастерские. В частности, сестры К. м. написали иконы для иконостаса храма с. Б. Руново Каширского у. При обители существовала церковноприходская школа (училище) для девочек, с окт. 1899 г.- 2-классная. К нач. 90-х гг. XIX в. в ней обучалось до 60, в нач. XX в.- более 100 учениц из разных сословий; преподавали 2 рясофорные послушницы с высшим образованием. В период русско-япон. войны во флигеле К. м. находился госпиталь для раненых (2 палаты на 7 кроватей), часть средств на устройство к-рого выделила известная меценатка кнг. М. К. Тенишева. Сестры жертвовали бойцам холсты, полотенца, чулки и проч. В 1892 г. и др. годы, во время неурожаев, мон-рь кормил бедняков, до 30 чел. в день.

После увольнения 20 февр 1908 г. игум. Тихоны (по болезни) на покой К. м. возглавила мон. Сергия (впосл. игумения), первая настоятельница, выбранная непосредственно из каширских сестер. С 21 нояб. 1903 г. среди насельниц в обители проживала и правнучка Руднева Ольга. 25 июня 1907 г. в К. м. приняла постриг в монашество с именем Херувима девица Вера Кирсанова, впосл. настоятельница (1909-1920) тульского в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ря. К нач. XX в. в мон-ре проживали 67 монахинь и 82 послушницы, в 1908 г.- 42 монахини и 165 послушниц. В перечне средств содержания К. м. упоминаются проценты с капитала (34 608 р.), 225 дес. и 1455 саж. дровяного леса и неск. «пустопорожних и с постройками мест в Кашире», а также арендная плата с 2 каменных и 4 деревянных домов, принадлежавших мон-рю (Приходы и церкви Тульской епархии. 2010. С. 415).

Настоятельниц и насельниц окормляли Оптинские старцы прп. Макарий (Иванов), прп. Лев (Наголкин), прп. Иосиф (Литовкин). Так, с 1899 г. в письмах к инокине Агриппине (Кишкинкиной), конфликтовавшей с настоятельницей, старец Иосиф советовал «не принимать обвинений на старших», «а молиться за игумению, чтобы Господь ее спас и помиловал». Преподобный писал о важности келейного уединения («Бога ради прошу тебя: сиди больше в своей келье, не ходи по чужим, сиди и кисни у себя. Когда укиснешь как следует, тогда и хлеб будет прекрасный»), советовал «удаляться ото всех тех, кои восстают на власть» - «не к лицу монахам бунтовать, их добродетель и благородие состоит в смирении, молчании, кротости... до гроба». «Если бы ты хотя немного могла понять, какую величайшую пользу душе приносят несправедливости и вообще скорби,- писал он инокине,- то ты поистине радовалась бы, а не печалилась и не роптала». Той же насельнице отец Иосиф пояснял, что «покаяние тогда истинно, когда после него усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действенно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому». В ответ на просьбу Агриппины о благословении на постриг в мантию 17 нояб. 1905 г. старец строго возразил: «Тогда надо и жить ангельски».

Послушнице Елисавете, жаловавшейся на многочисленные скорби, иеросхим. Иосиф 14 и 17 нояб. 1906 г. писал: «...если бы не было скорбей, не было бы и святых», и вообще «скорби - добрый знак, показывают, что ты на тесном пути». 17 февр. 1907 г. старец убеждал послушницу творить Иисусову молитву, «главное надо, чтобы помыслы не блуждали кой-где, а на одном месте были». 10 сент. того же года преподобный просил ее терпеть все неурядицы и даже «не думать» о переходе в другой монастырь, а 29 мая 1908 г. предостерегал: «...отсюда-то уйдешь, да другого места не найдешь, вот чего надо опасаться». Одновременно старец напоминал об особой важности духовного общения со старцами Оптиной пустыни. «Не отбивайся от Оптиной!» - писал он Агриппине. О смирении, терпении и прощении обидчиц иеросхим. Иосиф писал мон. Февронии (Боминой Феодоре), послушницам Анисии Боминой, Юлии, Акилине, Иустине и др. (Житие оптинского старца Иосифа. 1993. С. 250, 252-256, 262, 275; РГБ. НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 1-1 об., 9-11 об.; Ед. хр. 13. Л. 4-4 об.).

У оптинского прп. Нектария (Тихонова) окормлялась молодая каширская мон. Таисия. Согласно дневниковым записям монахини, она вместе с сестрой посещала Оптину пустынь и беседовала со старцем, в т. ч. в февр. и авг. 1918 г. Преподобный исповедовал, обучал ее Иисусовой молитве, предсказал, что К. м. вскоре «разгонят» и она нек-рое время будет служить у него келейницей. Затем старец дал ей 6 слив. Считается, что этим он пророчески предсказал мон. Таисии 6 месяцев жизни в Оптиной пустыни.

В К. м. служили: в 1894 г. свящ. Квинтилиан Преображенский († после 1916), в 1915 г. прот. Симеон Краснов и свящ. Петр Нечаев, а также в кон. XIX - нач. XX в. свящ. Николай Архангельский, диак. Сергий Рождественский и духовник городского духовенства почитаемый прот. Василий Преображенский (1819-1909), дед сщмч. Лаврентия (Князева), еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Обитель посещали: в 1896 г. еп. Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев), 18-20 авг. 1897 г. и 23 авг. 1898 г.- еп. Тульский и Белёвский Питирим (Окнов), неск. раз в 1904 г.- еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов), в 1905 г. викарий Московской епархии еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов), 20 июля 1907 г.- викарий Московской епархии еп. Серпуховской Анастасий (Грибановский). В обители служили викарии Тульской епархии епископы Каширские, в т. ч. неск. раз - Евдоким (Мещерский) и св. Иувеналий (Масловский). 10-12 авг. 1899 г. в К. м. побывал вел. кн. Сергей Александрович. Он получил в дар от игум. Тихоны икону прп. Сергия Радонежского на чеканной доске. В 1905 г., узнав о гибели вел. кн. Сергея, игум. Тихона в сопровождении старшей учительницы монастырской школы В. Кирсановой отправилась в Москву, присутствовала на панихиде в Чудовом мон-ре и возложила на гроб почившего венок с надписью: «Незабвенному высокому посетителю Каширской двухклассной монастырской школы от благодарных детей».

Храмы и другие постройки

24 и 29 мая 1855 г. Тульский и Белёвский еп. Димитрий (Муретов) освятил 3-престольный Никитский храм с широкой трапезной и колокольню (при этом одноименная деревянная церковь 1696 г. сохранялась как кладбищенская). В 60-х гг. XIX в. на средства А. И. Тупицыной (в схиме Анны; † 1903), тульского почетного гражданина Н. Н. Добрынина, купца А. М. Василькова и др. благотворителей в Никитской ц. проводились ремонтные работы: перестелены полы, вставлены новые рамы, в Георгиевском приделе поставлен новый иконостас с позолоченной резьбой, в Ильинском приделе обновлен старый иконостас. Весной 1888 г. на средства московского фабриканта М. В. Моргунова храм был заново оштукатурен. Вероятно, после ремонтных работ Никитская ц. была вновь освящена (хранившиеся в алтаре атласные антиминсы были подписаны: в юж. Георгиевском приделе - архиеп. Никандром 27 марта 1888, в Ильинском - архиеп. Никандром 11 июня 1891, в Никитском приделе - еп. Тульским и Белёвским Иринеем (Ордой) 28 нояб. 1893).

Храм во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г.Храм во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г.К 1900 г. основной придел Никитского храма украшал резной позолоченный 6-ярусный иконостас (1848) с чтимыми Печерской иконой Божией Матери (в медной посеребренной ризе с 4 серебряными позолоченными венцами), Казанской иконой Божией Матери (чеканной работы, в сребропозлащенной ризе, с позолоченными венцами, в серебряном окладе) и др. В Георгиевском и Ильинском приделах стояли 3-ярусные резные позолоченные иконостасы (1865) с иконами, в т. ч. прор. Илии («в медно-посеребренной ризе, с крупными французскими стразами и в золоченном венце»), преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, свт. Льва Катанского и прп. Макария Египетского, а также образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в вызолоченных ризе, венцах и короне). Среди др. святынь Никитского храма - Ярославская икона Божией Матери, иконы св. равноап. кн. Владимира (подарена в 1888 В. К. Саблером), вмч. Феодора Стратилата и прп. Иоанна Рильского, святых Космы и Дамиана («на цынке»), а также живописный образ вмч. Димитрия Солунского, выполненный насельницами (Геронтий (Кургановский). 1909. С. 128-138).

Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2012 г.Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2012 г.17 авг. 1889 г. по инициативе игум. Тихоны (Ладыженской) был заложен собор, освященный в честь Преображения Господня 7 июля 1894 г. еп. Тульским и Белёвским Иринеем (Ордой) в сослужении настоятелей Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресв. Богородицы монастыря архим. Иннокентия и задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря архим. Прокопия (Тенеровского). 8 июля того же года был освящен правый придел в честь Казанской иконы Божией Матери, 10 июля - левый придел во имя свт. Тихона Задонского. К торжеству освящения прислали поздравительные телеграммы тульский губернатор В. К. Шлиппе, Оптинский архим. прп. Исаакий (Антимонов) настоятельница белёвского монастыря игум. Магдалина, а также задонский архим. Прокопий, к-рый в эти дни передал в собор икону свт. Тихона Задонского и часть его облачения. На церемониях закладки и освящения собора присутствовал сенатор (впосл. обер-прокурор) В. К. Саблер, приехавший в Каширу из находившегося неподалеку имения своей бабушки с. Колтова. Саблеру настолько понравилась обитель, что он впосл. оказывал ей особое покровительство.

Четырехстолпный 3-апсидный 5-главый кирпичный Преображенский собор выстроен в русско-визант. стиле по проекту московского архит. В. О. Груздина на средства М. В. Моргунова. Храм украшал 5-ярусный иконостас «в стиле рококо с роскошною позлащенною резьбою и колоннами в дорическом стиле», резные позолоченные царские врата «с гирляндами из цветов и листьев изящной работы». В 1-м ярусе располагались среди прочего иконы Спасителя (высота 21/2 аршина), Иоанна Предтечи и арх. Михаила (небесного покровителя фабриканта М. В. Моргунова), св. Александра Невского и св. равноап. кн. Владимира; во 2-м ярусе - иконы «Тайная вечеря» в золотой раме «в виде гирлянды из золотых цветов», Двунадесятые праздники, «Явление Спасителя равноап. Марии Магдалине» и «Господь, спасающий тонущего ап. Петра»; в 3-м ярусе были помещены иконы свт. Амвросия Медиоланского и прп. Макария Египетского. В Казанском приделе находился резной позолоченный 3-ярусный иконостас, украшенный колоннами, с иконами преподобных Сергия Радонежского, Макария Жабынского, сщмч. Кукши и чтимым Казанским образом Божией Матери; в Тихоновском приделе - резной позолоченный 3-ярусный иконостас с иконами святителей Тихона и Митрофана Воронежского, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В соборе также располагались чтимые иконы Божией Матери в сребропозлащенных ризах: Иверская, Тихвинская (келейный образ прп. Амвросия (Гренкова), подаренный игум. Тихоне в Оптиной пустыни), «Знамение» (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского мон-ря), «Взыскание погибших» (написана в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре), «Умиление» (подарена сестрами Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы мон-ря), святителей Тихона Задонского (прислан задонским архим. Прокопием), Феодосия Черниговского, Николая Чудотворца с чудесами в клемах, великомучеников Георгия Победоносца («на цинке, в золоченной раме») и Никиты с житием (в меднопозлащенной ризе с венцом, украшенной мелкими стразами), мч. Иоанна Воина в меднопосеребренной ризе с венцом. Здесь же размещались иконы Божией Матери «Троеручица» «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение» и вмч. Пантелеимона, переданные в К. м. со Св. Горы Афон.

В ковчеге «в виде гробницы» хранились монастырские святыни - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (принесена в нач. 40-х гг. XIX в. мон. Фомаидой из Москвы) в сребропозлащенной ризе с жемчужным убрусом и часть облачения прп. Серафима Саровского, над которым находилась икона прп. Серафима (написана на «золоточеканной» доске). Др. ковчег содержал частицы мощей апостолов Матфея, Андрея, Иакова, святителей Григория Богослова, Николая Чудотворца и Тихона Задонского, вмч. Феодора Тирона, вмц. Варвары, мучеников Иоанна Воина, Евстратия, мучениц Стефаниды и Фомаиды, преподобных Ефрема Сирина, Моисея Угрина, Нила Столобенского. В отдельном ковчежце сохранялась частица мощей вмч. Никиты (подарена обители Тульским еп. Алексием (Ржаницыным) ок. 1858), а над ним - резная икона великомученика в сребропозлащенной ризе с эмалевой отделкой. Крестные ходы с образом вмч. Никиты и др. иконами К. м. совершались 8 июля (вокруг обители) и 20 июля (из городских храмов в монастырь).

Под 3-ярусной монастырской колокольней (1845) находилась небольшая церковь, освященная 24 мая 1855 г. соборным прот. Никанором Успенским в честь Преображения Господня (4 сент. 1906 переосвящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»). В 1902-1906 гг. было построено новое здание трапезной, объединенное переходом с Никитским храмом (среди жертвователей на строительство был св. мч. имп. Николай II Александрович, передавший обители 800 р.). В 60-х гг. XIX в. при мон. Макарии вместо деревянных домов были построены каменные корпуса, ограда (1 саж. 2 аршина высоты) с башнями по углам и фигурами ангелов, южные святые (1866) и 2 въездных ворот; к нач. XX в. устроен свечной завод, разбит плодовый и ягодный сад. Также был поставлен 2-этажный деревянный келейный корпус с просфорней и хлебной. К 1888 г. в обители было 7 каменных корпусов, 4 деревянных на каменном фундаменте и 4 ветхие кельи. В 90-х гг. XIX в. в К. м. были построены игуменский дом (1893), 2 келейных корпуса и сторожка близ ворот.

Ризница и библиотека

располагались в зап. части Преображенского собора, а также над зап. хорами Никитского храма. Согласно описи от 14 июля 1895 г., здесь хранились 13 напрестольных Евангелий, украшенных досками, в т. ч. серебряными, эмалью, стразами, финифтью; 12 напрестольных серебряных и позолоченных крестов, несколько сребропозлащенных потиров и дароносиц, 5 ковчегов, священнические облачения из золотой и серебряной парчи, подаренные фабрикантом Моргуновым, благотворителем Щербаковым, купчихой А. И. Беляевой, родственниками ген. Н. М. Литвинова и др. Среди предметов церковной утвари особо ценилось полное шелковое облачение, окаймленное бархатом, собственноручно вышитое имп. Марией Александровной.

Б-ка К. м. насчитывала более 700 томов, в т. ч. Евангелие Воскресное в кожаном переплете (1697), Книгу поучений в кожаном переплете (1697), Евангелие в серебряном окладе чеканной работы с финифтевыми вставками (1702), Евангелие в серебряном окладе чеканной работы (1751), Толкование архим. Феофилакта Болгарского на Евангелие (1703; в кожаном переплете), 2 Библии в кожаных переплетах (1701, 1762), Устав церковный (1682), Четьи-Минеи (1767), «Книгу правил св. апостолов, Вселенских Соборов и св. отцов» (1777).

Скит во имя св. Иоанна Предтечи

находился в Хотунской вол. Серпуховского у. Московской губ., в 7 верстах от монастыря. В апр. 1890 г. жители 3 деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игум. Тихоне с просьбой организовать для местных детей школу, Оптинский старец Иосиф (Литовкин) благословил это начинание. В 1891 г. школа грамоты была открыта на монастырских землях (приобретены 27 окт. 1858 мон. Фомаидой) рядом с бывш. Соколовой муж. пуст. (упразднена в 1764). Вскоре здесь началось строительство церкви. По преданию, митр. Московский Сергий (Ляпидевский) сказал: «Я согласен разрешить постройку храма, мы поделяемся монастырю Каширскому теплом (т. е. дровами.- Д. К.), пусть он нам поделяется светом (т. е. просвещением края.- Д. К.)»,- и передал список с Иверской иконы Божией Матери в строящуюся скитскую церковь. Иоанно-Предтеченский храм, возведенный на средства серпуховского купца В. И. Каштанова, 19 окт. 1895 г. освятил настоятель Давидовой в честь Вознесения Господня пуст. архим. Валентин. После кончины Каштанова его дочь Л. В. Сомова положила в обеспечение храма доходный билет в 6 тыс. р. К XX в. при Иоанно-Предтеченской ц. был образован одноименный скит монастыря с 5 корпусами, амбаром, сараем, ледником, колодцем. За оградой располагались здание школы, дом священника, гостиница с террасой и мезонином, пасека с кельей, каменный скотный двор (Геронтий (Кургановский). 1909. С. 94-97). Здесь постоянно проживали от 20 до 30 сестер с начальницами Еликонидой († 1908) и Анатолией, которые кроме послушаний, связанных с обучением крестьянских детей, трудились на огороде и пасеке. Со временем скит стал известен не только в близлежащих Кашире и Серпухове, но и в Москве. 10 авг. 1899 г. в скиту побывал вел. кн. Сергей Александрович. Сестры подарили ему монастырские рукоделия, а для вел. кнг. Елисаветы Феодоровны передали скатерть, вышитую крестом, и пелену (31/2 аршина), «шитую по бархату узорами из золота с шелками и синелью» (отмечена Гран-при выставки 1900). В благодарность великая княгиня пожаловала обители свой фотографический портрет.

1919-2013 гг.

В 1919 г. К. м. был преобразован в трудовую артель. 7 сент. 1921 г. постановлением Тульского губисполкома артель была упразднена. Вскоре сестры обратились во ВЦИК, проверка установила, что «артель зарекомендовала себя вполне трудоспособным коллективом». 27 нояб. 1921 г. Комиссия ВЦИК отменила решение тульских властей о ликвидации артели и удовлетворила прошение монахинь о предоставлении артели прав трудового коллектива. К кон. 20-х гг. XX в. артель была окончательно закрыта. Некоторые сестры укрылись в Соколовой пуст., но вскоре и она была разорена, постройки разрушены.

При закрытии К. м. пострадала мон. Моисея (Ложкина; 1871- 23.01.1973; см.: св. блж. схим. Ольга), ей разбили голову тяжелым предметом. Известны имена др. насельниц, многие из которых осуждены по статье 58-10 УК РСФСР и отправлены в ссылку. Мон. Александру Гурьевну Корнееву арестовали в 1931 г. и осудили на 5 лет ссылки в Казахстан. После освобождения в июле 1936 г. ей отказали в прописке в Кашире и проживании в собственном доме. Мон. Александра вместе с родной сестрой мон. Марией Гурьевной Корнеевой поселилась в дер. Соколова Пустынь в пустом доме уехавшего на заработки рабочего. Сестры жили случайными заработками, посещали церковь в с. Лужники, где служил иером. Александр (Коледин; 1873 - 8.12.1937). 28 нояб. 1937 г. Корнеевы были арестованы, обвинены в антисоветской агитации, 3 дек. того же года осуждены Тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по «Делу иеромонаха Александра (Коледина) и др.». Во время следствия они пребывали в заключении в Таганской тюрьме, затем в лагере в Свердловской обл. В 1944 г. досрочно освобождены из лагеря и отправлены в ссылку в г. Исилькуль Омской обл., где проживали до 1956 г. Реабилитированы 21 дек. 1956 г.

Мон. Назария (Иванова Екатерина Федоровна), арестованная и осужденная в 1931 г. на 5 лет ссылки в Казахстан (по обвинению в антисоветской агитации среди колхозников), также вернулась из ссылки в 1936 г. Получив отказ в прописке в Кашире, поселилась у монахинь Корнеевых (ее двоюродных сестер). 28 нояб. 1937 г. арестована и 3 дек. осуждена на 10 лет ИТЛ. Во время следствия содержалась в Таганской тюрьме, заключение отбывала в лагере Свердловской обл. После освобождения в 1944 г. приговорена к высылке в г. Исилькуль Омской обл., дальнейшая судьба неизвестна. Мон. Серафима (Меденцева Александра Алексеевна) с 1922 г. вместе с сестрами Марией и Александрой Корнеевыми и мон. Назарией посещала церковь в с. Лужники Серпуховского у. 28 нояб. 1937 г. арестована и 3 дек. осуждена на 8 лет ИТЛ.

Мон. Прасковья Федоровна Семёнова вместе с мон. Марией (Сильчевой) в 1922 г. уехала в c. Сосновка Озёрского р-на. В 1931 г. арестована и приговорена к 5 годам ссылки в Казахстан. В ссылке матушка Прасковья пребывала вместе с мон. Марией, трудилась прислугой у железнодорожного начальника. В 1932 г. во время переезда до ст. Голутвин самовольно с мон. Марией (Сильчевой) уехала в железнодорожном вагоне и прибыла в Сосновку (сестры сказали, что документы об их освобождении из лагеря украли в дороге). В 1934 г. в Сосновку из ссылки приехали монахини Ларина, Орлова, Рыжкова и Никулина. 21 марта 1938 г. сестры Прасковья и Мария вновь были арестованы и 7 июня осуждены на 10 лет ИТЛ за «причастность к контрреволюционной группе монашек». Во время следствия были в заключении в Коломенской тюрьме.

Мон. Ольга Михайловна Красильникова в 1923-1931 гг. проживала в Москве на Преображенской площади в семье родного брата, к-рый служил сторожем в Петропавловской церкви, пекла просфоры на дому. 14 апр. 1931 г. арестована по «Следственному делу Ф. Н. Алексинского и др.». Во время следствия пребывала в заключении в Бутырской тюрьме, 30 апр. 1930 г. осуждена особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по обвинению в «систематической антисоветской агитации, активной а/с деятельности, выражающейся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному духовенству» на 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Казахстан. Мон. Прасковья Васильевна Подмаркова 19 апр. 1933 г. была осуждена на 3 года ссылки в Северный край. Послушница Агриппина Ивановна Грачёва (1888-?) в 1923-1925 гг. проживала в родном с. Лужники Серпуховского у. С 1925 г. работала уборщицей в Знаменской ц. во 2-м Колобовском пер. в Москве; проживала в комнатке на церковной колокольне (по др. сведениям, в подвале). 28 дек. 1930 г. арестована по обвинению в «антисоветской агитации», 3 янв. 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорена к 3 годам высылки в Казахстан. Мон. Лариса (Волкова Аграфена Михайловна) после 1924 г. шила одеяла, работала в столовой, 21 мая 1931 г. в Коломне была арестована, приговорена к 5 годам ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан, дальнейшая судьба неизвестна. Мон. Вячеслава (Руднева) с несколькими монахинями поселилась в доме брата И. Ф. Руднева, вскоре была арестована; освобождена в 1-й пол. 40-х гг. XX в., скончалась ок. 1945 г. В XX в. в Кашире проживали также монахини Матрона, Евдокия, Конкордия, Авраамия, они посещали городской Успенский собор, пели в церковном хоре.

Интерьер ц. во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г.Интерьер ц. во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г.Репрессиям подверглась и монастырская воспитанница Ольга Георгиевна Мещерякова (1890-?). Некоторое время она училась в медицинском уч-ще, служила регентом в ц. Вознесения Господня («Малое Вознесение») на ул. Б. Никитской в Москве. 14 апр. 1931 г. была арестована как «член церковной антисоветской группировки». В анкете Мещерякова написала: «Подчиняюсь советской власти по христианскому долгу». Осуждена особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по обвинению в «активной а/с деятельности, выражающейся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному духовенству» на 3 года ссылки без права проживания в 12 населенных пунктах, содержалась в Бутырской тюрьме.

Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIX в. (ц. во имя вмч. Никиты)Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIX в. (ц. во имя вмч. Никиты)В 20-х гг. XX в. была закрыта ц. «Неопалимой Купины», в 30-х гг. разрушены колокольня, св. ворота, большая часть келий, снесены купола Никитского храма (затем перестроена и вся церковь), ограда с башнями. В нояб. 1941 г., когда нем. войска находились в 7 км от Каширы, в Никитской ц. располагался штаб обороны города. На юж. фасаде храма укреплена мраморная мемориальная доска в память «дней боев под Каширой».

Согласно «Акту технического осмотра памятника архитектуры» от 29 июля 1955 г., Никитский храм передавался в аренду молокозаводу; общее состояние постройки признавалось «удовлетворительным», но отмечалось, что здание «от времени и атмосф[ерных] осадков, без ремонта - разрушается». В 50-х гг. XX в. значительную часть обители, включая Никитскую ц., заняли производственные помещения Ногинского чулочно-носочного объединения. Некоторые постройки, в т. ч. настоятельский корпус 60-х гг. XIX в., использовались под жилье. В 50-80-х гг. XX в. разрушался пустовавший Преображенский собор. В 1980 г. архит. Ф. В. Разумовский составил паспорт по К. м. для Управления по охране памятников истории и культуры. Техническое состояние объектов Разумовский признал аварийным. «При размещении в церкви Никитского монастыря чулочно-носочной фабрики вокруг нее появилась ограда со множеством беспорядочно выстроенных хозяйственных построек, нарушающих композицию ансамбля… После размещения в церкви цехов чулочной фабрики весь северный и частично южный фасады закрыты поздними, хаотически нагроможденными пристройками. Разобраны ротонда Никитской церкви и перекрытие трапезной. Отсутствуют завершения здания новой трапезной»,- писал он. О Преображенском соборе, в к-ром, по сведениям Разумовского, размещался молокозавод, в паспорте записано: «Позакомарное покрытие собора заменено скатной крышей. Разбиты угловые малые главки и крыльца… Живопись находится в аварийном состоянии. Живописный слой, утраченный на значительной площади, частично шелушится». Тем не менее реставрационные работы не проводились, охранная зона не устанавливалась. В 60-х гг. XX в. здание настоятельского корпуса было капитально перестроено: разобран мезонин, изменен характер интерьеров, надстроен 2-й этаж.

В окт. 1991 г. исполком Каширского горсовета безвозмездно передал Московскому епархиальному управлению РПЦ Преображенский собор. 18 нояб. 1994 г. заключен охранный договор «на пользование недвижимым памятником истории и культуры церковью Преображения». 14 авг. 1998 г. приход Преображенского собора был поставлен на учет как юридическое лицо. 19 авг. 2003 г. в день Преображения Господня в храме была отслужена торжественная Божественная литургия, водосвятный молебен с участием священников Каширского благочиния, настоятелем назначен прот. Василий Зайцев. С 17 авг. 2004 г. благочинный церквей Каширского округа прот. Виталий Коценко по совместительству является настоятелем Преображенского собора г. Каширы. 14 сент. 2012 г. состоялось торжественное освящение креста для Преображенского собора, установлен купол, к нач. 2013 г. велись работы по восстановлению фасада.

Рядом с сохранившимися постройками К. м. расположено старое Никитское кладбище с остатками кладбищенского храма и с восстановленной часовней-усыпальницей семьи Бер. На кладбище были похоронены каширские знатные дворяне и купцы: Д. М. Марков († 1847), П. Чертов († 1897), Т. И. Шапошников (кон. XIX в.), ректор Московского ун-та, проф. ботаники И. А. Двигубский (1771-1839).

В 1987 г. настоятельницы К. м. Фомаида (Чирочина) и Макария (Сомова) были причислены к Собору Тульских святых. Местные жители передали в возрождающиеся храмы К. м. монастырские святыни XIX в.- Тихвинскую икону Божией Матери и 2 образа свт. Николая Чудотворца. Считается, что хранящаяся в Белопесоцкой обители икона Божией Матери «Скоропослушница» происходит из К. м. Часть монастырских святынь находилась в Свято-Троицком храме с. Голочёлова Ступинского р-на Московской обл.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29507; РГБ НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 6-6 об., 18-18 об.; Ед. хр. 12. Л. 7-7 об.; Ед. хр. 17. Л. 8-8 об.; Ед. хр. 21. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 31. Л. 13-14 об., 16-16 об.; Ед. хр. 32. Л. 1-1 об.; К. 72. Ед. хр. 14. Л. 19; ГА Тульской обл. Ф. 743. Оп. 1. Д. 1150. Л. 1889 г.; Ф. 3. Оп. 16. Д. 117 [Духовные росписи монашествующих белёвской Введенской Жабынской пустыни, белёвского Спасо-Преображенского, Новосильского Св.-Духова, каширских Никитского и Успенско-Иверского мон-рей, 1902 г.]; Архив Никитского храма бывш. Каширского Никитского мон-ря.
Ист.: СУРП. 1884. № 55. Ст. 435; Каширина В. В. Письма прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) в Каширский Никитский мон-рь // Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12: Иерархия в Др. Руси. С. 50-57; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.
Лит.: Кёппен П. И. Города и селения Тульской губ. в 1857 г. СПб., 1858. С. 88; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Денисов. 1908. С. 876-877; ЦВед. 1908. № 8. С. 43-44; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: От Серпухова до Каширы. М., 1988; Житие оптинского старца Иосифа / Оптина пуст. [Козельск], 1993; Трофимов А. А. Блж. старица схимон. матушка Ольга (Ложкина Мария Ивановна). М., 1996; Ефремов А. В. Каширский Никитский мон-рь // Моск. ж. 1997. № 6. С. 42-45; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 1999. С. 142; Памятники архитектуры Московской обл. / Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской. М., 1999. Вып. 2. С. 220-222; Город Кашира. Храмы Каширского р-на / Сост.: О. Г. Пэнэжко. [Б. м.], 2001. С. 13-17; Справ.-путев. по мон-рям: Подмосковье / Сост.: А. Н. Стеблецов. М., 2001. Вып. 1: Юж. направление. С. 41-44; Мон-ри и храмы Московской епархии. М., 2004 2. С. 206; ЖНИР: Моск. Доп. Т. 3 С. 131-134; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Лазарь (Афанасьев), мон. Оптинские были: Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной пустыни. М., 2008 2; Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей. Тула, 2010 2. С. 218, 415; Преподобные Фомаида и Макария, основательницы мон-ря св. вмч. Никиты // Угодники Божии земли Каширской / Сост.: прот. В. Коценко, И. В. Яшкичев. Кашира, 2010. Кн. 1. С. 22-29; Тульский синодик, 1558-2009. Тула, 2010.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также